Южная звезда
Загружено:
ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 3(64)
Сергей Берченко
 За светофором - направо…

Половина первого ночи. Я всего третий час за рулём, но в сон «рубит» нешуточно. Как обычно нас с Димоном двое. Перегоняем очередную машину. На этот раз «Мерседес». Дорога хорошая, машина сносная. Только бы и ехать, навёрстывать то время, что будет потеряно впереди и дальше, за Воронежем, где многотонные трейлеры прокатали колею в асфальте и встречный поток фур своими фарами ночью просто выжигает глаза. И так - до самого Миллерово. Грузовики собираются в длинные колонны, упираясь в едва ползущие комбайны, их перегоняют с хлеборобного юга в северные районы средней полосы России, где дозревают зерновые и всё готово к уборке сравнительно скудного урожая.

…Помню, в две тысячи седьмом мы гнали «десяточку». Чудную такую, динамичную и сверхэкономную «ласточку», которая рядом с моей личной «Нивой» казалась продвинутой иномаркой. Она несла нас стремительно и мягко, стрелка указателя топлива перемещалась невероятно медленно, что несказанно радовало нас: денег на бензин было «в самый аккурат». Часа в четыре утра, в районе Миллерово, я почувствовал нестерпимую резь в глазах, будто песок попал, и остановился в самом конце длинной-предлинной стоянки для дальнобойщиков. Стал и вырубился.

Через пару часов мы очнулись одновременно от сладкого, дразнящего запаха еды. Я вышел из машины и обнаружил, что мы стоим в трёх шагах от небольшого дорожного шинка с дородной, румяной казачкой в передничке. Несмотря на ранее утро она лихо управлялась по хозяйству.

С красными глазами и припухшими веками, помятый и хмурый я подошёл ближе. Почёсываясь, спросил:

- Есть что-нибудь жидкое покушать?

- Лапша, борщ, харчо…

Наскоро умывшись, через пять минут мы с Димоном уже наворачивали наваристый, превосходный харчо со свежим, ночной выпечки, бесподобным крестьянским хлебом. А ещё через двадцать минут понеслись по трассе «Дон» в сторону Ростова, в раскалённые июлем Сальские степи. Надо сказать, что перед пуском двигателя, чтобы долить воды в радиатор, я открыл капот и увидел там маленького котёнка. Он свернулся калачиком и безмятежно спал на остывающем, но ещё тёплом коллекторе. Как он там поместился не укладывалось в голове. Мелькнула мысль: что могло быть, если бы печка у нас не текла. Мы просто завелись бы, да и поехали. А маленького, пушистенького котёнка беспощадно размолотило бы в фарш...

…Димона тоже «рубит». Иначе и быть не может, за последнюю неделю он вымотался до упора. Москва это прежде всего огромные, в сравнении с провинцией, расстояния. Скажем, в течение светового дня нужно побывать в Южном порту, Мытищах и на Речном вокзале. Это всё равно, что, с позиций нашего, вместе с гостями полумиллионного Ставрополя, побывать в трёх районных центрах в разных концах края, причём на общественном транспорте и в течение светового дня…

Дорога в Москве выматывает. К примеру, ты - в Химках, а интересующая тебя машинка - на Юго-Западе. Ты несёшься на ближайшую ветку метро. Уже в вагоне, на ходу, изучаешь карту, где обозначены автобусные маршруты. Едешь до «Белорусской». Пересадка. Теперь надо на Сокольническую линию до «Парка Культуры». Потом до метро «Университет». Выходишь и наверху ориентируешься: где же ты оказался и в какую сторону продолжать движение, а также ищешь нужную остановку автобуса. Минут сорок прёшься в район, где никогда не ступала твоя нога и ищешь то самое место, где в гараже стоит продаваемая «лайба».

Невероятное везение, когда продавец сам спрашивает про то, где ты находишься, и через пару часов подъезжает.

На этот раз нам не фартило. Мы искали шести - семилетний «Мерс» и «побегать» пришлось на славу. Будний день, потенциальные «продавцы» на работе и подъехать никак не могут. Приходится шевелиться самим. И очень шустро. Лишний день в Москве - лишние деньги, а мы не относимся к тем, у кого водятся свободные монеты. Во всяком случае, пока не относимся…

Первый клиент жил недалеко от Рублёвки на улице маршала Неделина. Добрались мы до места быстро и без особых проблем. В тумане, под мелким дождичком осматривали роскошный чёрный авто с вальяжным бежевым салоном. Сравнительно с продукцией отечественного автопрома Мерседес казался чем-то нереальным, инопланетным. Подробное обследование автомобиля обнаружило дефект. Хозяин пытался уверить в его малозначительности, сбрасывал цену. Но той сброшенной суммы явно не хватало для того, чтобы дефект устранить, хозяин не уступал, и мы поспешили к следующему продавцу. Очередная машина оказалась в дебрях новостроек в районе детского гематологического центра. На такси денег не было и пришлось искать пешком. Нет, не то, чтобы денег не было. Они были, их было даже очень много, но… Если мы купим машину со скрытыми проблемами, то полторы тысячи километров до дома можем не доехать. И если что-то сломается, то потребуется ремонт. Тогда нам ничто уже не поможет. Кроме денег, конечно. Вот и возникает такая ситуация, когда денег на банковской карте без малого около миллиона, а расходовать их на удобства ты не можешь, снимаешь минимум: на проезд и питание. Всё…

Продавцом оказался щеголеватый, небритый грузин лет сорока в гоночных перчатках. Его припаркованный Мерседес пылился на стоянке, а сам он подъехал на другом, более свежем. На пассажирском сидении вся «на понтах», с тоненькой длинной сигареткой, зажатой такими же тоненькими пальчиками, восседала эффектная блондинка. Блондинок я не люблю, но надо сказать, что у парня неплохой вкус. Как к женщинам, так и к автомобилям.

Наверняка, продаваемая им машина «уделана» до предела и потребует капитального ремонта. В принципе, это допустимо. Рассчитывать на то, что мы приобретём семилетнего «мерина» в идеальном состоянии не приходится. Всё очень просто: Мерседес - не та машина, с которой сдувают пылинки. Он крепкий, но его покупают люди энергичные, с претензиями на яркую, эффектную, скоростную езду и выдавливают из машины всё, на что только она способна. Невзирая на качество российских дорог… Не факт, но очень похоже, что и этот грузин такой же. Скорее всего, он свято соблюдает имидж брутального «мачо», который ради знакомства с очередной подружкой горячо пришпоривает своего коня, демонстрируя его мощь и грацию как свою личную.

Так оно и есть…

- Ребята, скажу прямо, машина неплохая, но штук сто в неё надо вложить. Скрывать не буду, я люблю «зажигать» …Поэтому отдаю дешевле рыночной стоимости… Берите, не пожалеете… Какого года?.. Четвёртого… Уже рестайлинговая… Я взял себе восьмого года, поновее…

Мы внимательно осматриваем аппарат при помощи специального прибора. Димон выявляет шесть аварийных фрагментов на кузове. Плюс абсолютно лысая резина и «уставший» двигатель. Не-ет, здесь сотней «штук» не обойдётся. Тридцатка на резину, восемьдесят на двигатель, сороковничек на кузов и совсем не ясно в каком состоянии подвеска и коробка. Точно известно одно - далеко не новые. Даже можно смело считать, что после эксплуатации этим джигитом они точно так же «ушатаны», как и кузов с резиной. Несомненно, агрегаты у «немца» крепкие, и всё же… Подвеску за пятнашку-двадцатку сделать можно, а вот коробка обойдётся штучек этак в шестьдесят… Плюс прокуренный салон. Вот и вся арифметика. Отдаёт за пятьсот семьдесят, а станется машина в плюс двести с хвостиком… И проблемы с кузовом после рихтовки останутся по любому, а это определяет её дальнейшую продаваемость.

 И мы продолжаем искать дальше…

…Прошлый год везло значительно больше. Мы искали «бумер». Прицениваясь, изучили ситуацию в автосалонах. На авторынке в Мытищах даже попали в положение, когда нас пытались «наклонить» купить «бумера тройку». Пресс стал уже реально проявляться, когда старший подрулившей к нам бригады крепких, спортивного вида ребят в кроссовках, поинтересовался откуда мы? Я ответил, что мы живём на полпути от Ростова-на-Дону до Грозного. Ничего не уточняя, пацаны также тихо и организованно исчезли, как и появились.

Подходящую машину тогда мы нашли быстро, где-то через день после приезда в Москву. Причём очень похожую именно на ту, какая и была нужна. Она стояла в районе Варшавского шоссе. Где-то там же жил и клиент. Им оказался молодой бизнесмен Толян с повадками «братка». Думал и говорил он быстро, «резину не тянул». Без особых уговоров уступил тридцатку. Причём, что дорогого стоит, уже после того, как мы сторговались, ему на сотовый поступил звонок. По характеру разговора стало понятно, что кто-то там, на другой «трубе», был готов без торга купить его великолепный, рестайлинговый, чёрный BMW серии Е-39 с чёрным кожаным салоном. Но, судя по реакции, Толян оказался «правильным» пацаном, воспитанным на реальных понятиях, и совесть за тридцать тысяч рублей продавать не стал. Слово держал крепко, а это - редкость. Особенно сегодня. Я это отметил и после сделки обменялся с ним телефонами. На прощание сказал Толяну, что двери моего дома для него всегда открыты. А с учётом того, что мы с Димоном с Северного Кавказа, это тоже дорогого стоит: мало ли куда может занести молодого бизнесмена кривая американской мечты. А без поддержки, подстраховки жить труднее.

 Около шести вечера двадцать пятого августа 2010 года, под московским ливнем, поменявший хозяина «бумерок» лихо увозил нас с Димоном по Каширскому шоссе. Дождь перестал только под Тулой. На ближайшей заправке мы вдоволь «напоили нашего коня», сами запаслись водой и едой, купили диски с музыкой и мультиками, машина с телевизором, всё не так скучно, подкачали колёса… И - вперёд, «в два руля», то есть поочерёдно меняясь. Будто не чувствуя нагрузки, «немец» был стремителен и его приходилось сдерживать. Машина вела себя безупречно, дорогу держала превосходно. В общем, сдерживай - не сдерживай, а за превышение скорости пять раз давали взятку - одну на каждые двести пятьдесят километров пути…

…Это было в прошлом году. А вот в этом…

На пятнадцатой или шестнадцатой машине мы были уже «на пределе». Неужели съездили «впустую»? Целых - ни одной. Просто ни одной! Ремонт, конечно, сделан идеально. Но все, все до единой, машины с битыми кузовами. Очень нежелательный расклад…

А эта машинка нашлась в районе метро «Тульская». Она была последняя в списке «надёрганных» Димоном из интернета объявлений: «Мерседес-Бенц» Е-класса, W-211, объём двигателя 3,2, комплектация «Авангард», салон - кожа «антрацит», цвет чёрный...

Хозяин сам подъехал, дал короткую справку: откуда, сколько, где, когда и что делалось. Проблемы есть, но они вполне решаемы. Главное - кузов целый и салон не засиженный, не прокуренный… Обмен телефонами, задаток, тудым - сюдым… На следующий день снимаем с учёта, оформляем куплю-продажу, рассчитываемся… В путь! Проторенной, хоженой дорожкой…

До Воронежа остаётся немногим больше сотни километров. Ночи в августе тёмные, как чернила, и кроме выхваченной светом фар дороги не видно ничегошеньки. Изредка поглядывая вперёд, Димон тихо дремлет рядом в удобном, с электрическими регулировками пассажирском кресле. Вдруг меня обжигает мысль, я вспомнил, что перед поездкой, на обратном пути, в случае удачной покупки, я сам себе пообещал заехать в Задонский мужской монастырь. Он ведь по пути. Как же я мог такое забыть и вспомнил, когда километрах в десяти левее, в кромешной темноте, как будто в воздухе над землёй засиял в лучах прожекторов собор монастыря.

Я беспокойно вглядываюсь в дорожные указатели. Поворачиваю направо и по полукольцу съезда - под трассу «Дон». По ней мы только что ехали на юг.

 Минут через пятнадцать тихо заезжаем в городок. Справа каменная ограда Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря. За ней высокая колокольня Владимирской иконы Божией Матери собора. Напротив входа в монастырь гостиница. У дороги патрульная машина местной автоинспекции. На наше появление полицейский экипаж реагирует лениво, не выходя из салона автомобиля… Час ночи. Везде знаки, запрещающие стоянку. Но машины стоят ровно, одна за другой, и я становлюсь последним в их длинной веренице. Решаем пару часов поспать.

Около четырёх утра просыпаюсь. Семеня ногами по тротуару вдоль монастырского забора, люди спешат на раннюю литургию. Я засомневался, идти мне или нет? А может ехать дальше? Настраиваю навигатор на «Ростов-на-Дону» и решаю ехать дальше.

Не ночь, а просто чернила!.. Через десять минут, о ужас, навигатор заводит меня в тупик: сначала он вывел из городка, голосом подсказывая, когда и куда повернуть, маршрут движения подкреплялся картинкой с цветными стрелками, а через несколько километров завёл на грунтовую дорогу, ведущую в сосновый лес. В итоге - в самом узком месте лесной грунтовки горой насыпана земля, сваленная из самосвала. Ну и ну-у-у…

Перестраиваю навигатор. Еду… Вежливый голос из прибора снова говорит мне куда ехать и где поворачивать. Через несколько минут - лес, другая грунтовая дорога, тупик...

Несколько минут постояв, чтобы прийти в себя, я, наконец, понимаю, что происходит на самом деле!..

Немедленно направляюсь к монастырю, к сверкающему в ночи собору. Освещённый прожекторами, для меня он сейчас как маяк в безбрежном океане.

Оставляю машину на прежнем месте, иду за монастырскую ограду…

Литургия в самом разгаре. Много людей, и, чего я раньше никогда не видел на церковных службах, очень много калек. Такие места славятся чудесами освобождения людей от физических недугов. По молитвам монашествующих Господь Вседержитель попускает проявляться выздоровлениям. Думаю, что делается это не только из безмерной Божественной любви к своим чадам, но и из соображений укрепления веры новоначальными, воцерковляющимися людьми. Вот и со мной Господь попустил проявиться чуду.

А разве нет?.. Ведь я обещал посетить Задонский монастырь, своевременно вспомнил об этом, даже был в двух шагах от ворот монастыря. А обещание не сдержал. Уехал. Бог поправил это. Поправил по-отечески. Мягко. С иронией…

Сперва Вселюбящий Отец Небесный показал мне, что если я буду уходить от веры, то это неминуемо приведёт меня в тупик. Затем взял за шкирку и вернул к храму: «Исполняй обещанное! Я не позволю небрежения. Ишь ты, проехал около двух тысяч километров, осталось сделать всего несколько шагов, а он спину показал. Не позволю такого невежества!». Ну, разве не чудо?..

А мог ведь подправить и покруче, для этого я подал железный повод. Насколько покруче? Судите сами: попустить, к примеру, поломку в дороге, аварию, болезнь… Любое несчастье, которое заставит человека покаяться, задуматься... А если не сделать правильных выводов?.. Ну что ж… Чего-чего, а свободы выбора не может лишить человека даже Бог. В этом и состоит один из принципов подобия Ему. Мы наделены такой же свободой выбора, как и Он сам. Поэтому даже Всевышний не может спасти нас самих без нас, без нашего выбора, без нашего в этом участия. Иначе давно сделал бы всех нас святыми…

Господи, да святится Имя Твоё! Безмерно премудр Господь.

На этом чудеса не закончились…

Соблюдая традицию, я пишу несколько поминальных записочек для молитв в самом алтаре в следующую церковную службу. Записки как о здравии живущих, так и об упокоении усопших.

Считаю деньги: сколько уйдёт на пожертвование за поминание и на свечи? В кармане триста рублей. Пока стою в очереди в церковную лавку, несколько раз пересчитываю. Наконец, монах-послушник из-за прилавка внимательно на меня смотрит:

- Слушаю вас.

Я перечисляю всё, что мне нужно и протягиваю триста рублей, под расчёт. Монах делает всё, о чём я прошу, сухо произносит:

- Сто двадцать.

- Как? Нужно же триста… - я возражаю, - вы неправильно посчитали…

- Сто двадцать, - смиренно произносит инок.

- Я сам пересчитал, нужно трис…

- Сто двадцать, - спокойно глядя на меня, бесстрастно говорит монах.

Ничего не понимая, я отдаю названную сумму пожертвования и ухожу озадаченный…

…И на этот раз до дому мы с Димоном доехали благополучно. Две недели я ждал своей очереди в автосервис: машина не новая и требовала полнейшей ревизии. Предположительно, исходя из её технического состояния в ходе короткой эксплуатации, на мой взгляд, требовалось тысяч сорок - пятьдесят. Во всяком случае, так мы рассчитывали. Но реальная картина оказалась куда мрачнее. Ревизия показала: чтобы привести в порядок приобретённый «Мерседес», требуется сто двадцать тысяч рублей! Это для нашего кармана серьёзные финансовые затраты. Нагрузка - «мама не горюй!» Сто двадцать тысяч… Сто двадцать… Сто двадцать… Постой - постой… Ба! Так вот какие это «сто двадцать»!

Правильно говорится в Апостоле, что нужно быть внимательным к движениям Бога. И я вспоминаю того странного монаха-послушника из-за прилавка в Задонском монастыре. Не могу утверждать однозначно, но… очень может быть, что тот инок проявил дар прозорливости. Не исключаю, что Господь приоткрыл ему кое-что про нас и тот цифрой чуточку намекнул на грядущие затраты. И ведь как точно назвал... Непостижимо!

Больше того, по сердечной милости своей монах поучаствовал в облегчении ожидающего нас бремени затрат. Сделал монастырский взнос. Хоть капелькой, да облегчил…

Как? А пожертвование взял с меня неполное. С таким расчётом, что та денежка, которая должна была пополнить монастырскую казну, осталась в моём кармане. Во как!

Да, и что примечательно, инок осуществил благо без малейшего проявления гордыни, ничего не объявлял, внимания не привлекал. Сделал добродетель, но сделал-то как! Сразу и не догадаешься. Ай да монахи Задонского монастыря…

А ведь это только крошечка того, что я смог разглядеть тогда… Сколького не увидел!?.

Чудны дела Твои, Господи!

--------

пожертвование за поминание - добровольный денежный взнос прихожан, устанавливается условно (допустим, три рубля за одно имя) в зависимости от имеющегося опыта сбора пожертвований на необходимые нужды. Приходные средства идут на оплату аренды, освещения, отопления, ремонт, обновление облачений священников и церковной утвари, на пропитание церковнослужащим (иерея, диакона, хора, сторожей и т.д.). Поминание имеет различные формы: упоминание конкретных имён о здравии или об упокоении в алтаре во время литургии, панихида, сорокоуст и т.д. Если прихожанин по бедности не имеет возможности пожертвовать деньгами за поминальную записочку, она принимается безоговорочно.

Апостол - условное название той части Нового Завета, которая следует за Евангелием, т.е. за первыми четырьмя посланиями апостолов Матвея, Луки, Марка и Иоанна. В ней преподаются послания других святых апостолов.

прозорливость - Божий дар предвидения, когда монах завтрашний день видит, как сегодняшний.

Перепечатка материалов размещенных на Southstar.Ru запрещена.