Южная звезда
Загружено:
ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 1(66)
Инна Иохвидович
 Нинка и Ниночка

В отличие от братьев, родившихся в большом селе под Харьковом, Нинка родилась уже в городе. Крепенькой, с румянцем во всю щеку пришла она в мир, совсем не городским, измождённым ребёнком.

И дворовая, детская, весёлая жизнь пришлась ей по нраву.

Но перед самой школой в их большом дворе появилась новая семья, из трёх человек, муж, жена и дочка. Девочка была Нинке и ровесницей и тёзкой, но не Нинкой или Ниной, а Ниночкой! Иначе её никто и никогда не называл. Была она худенькой, бледной и блёклой, с огромными, в пол-лица, глазами, со страдающим выражением их. Голос её был тихо-нежным, а тонкие пальчики перебирали то кистья шали, а то касались фортепианных клавиш.

Нинка полюбила эту болезненную хрупкую девочку. С нею было хорошо молчать или слушать шум дождя за окном, или просто тихо улыбаться...

Много читавшая девочка приучила и Нинку к книгам. И Нинка погрузилась в них, в их д р у г у ю, непохожую жизнь. В «Хижине Дяди Тома» Нинка захлебнулась от любви к ангельской девочке Еве Сен-Клер, болезненному и прекрасному существу, рано умершей, так напоминавшей любимую Ниночку .

И ещё во втором классе Нинка дала клятву (о ней никто не знал и не ведал), сама себе пообещала, что никогда не допустит Ниночкиной смерти, и, если надо, сама погибнет ради неё!

Всю свою школьную жизнь подруги никогда не расставались. Нинка жить не могла без неё, без Ниночки непов­торимой своей! Своей е д и н с т в е н н о й!

Работавшая на заводе мать-вдова только добродушно посмеивалась над дочерью.

- Что это у вас за дружба такая непонятная! Разные вы очень. Ты вот у меня крепышка растёшь (она суеверно сплёвывала через левое плечо, боясь сглазить), а эта Ниночка твоя, хоть и хорошая, вот тебя к книжкам приучила, а сама - бледная немочь, одним словом!

Нинка на мать не обижалась, понимая, что ей одной, без мужа тянуть детей тяжело, вот и ворчит она беззлобно. Она жалела её, как и таких же несчастных, как и мать, героев русской литературы, как персонажей Г. Успенского, Помяловского и, конечно, Ф.М. Достоевского. Как и любимая Ниночка, его та отмечала, особенно «Бедных людей». И мечтателя из «Белых ночей», и «Кроткую»... Это через них, литературных героев, она поняла и мать, и братьев, и всех вокруг малых, бедных людей...

Школьное Нинкино существование было подчинено ритму Ниночкиных болезней. А болела она много и долго, как та чудесная Ева Сен-Клер. Помня о кончине девочки из книги, в дни Ниночкиных кризисов болезни Нинка была сама не своя.

Но вот и школьный выпускной вечер остался позади.

Обе Нины поступали на филологический факультет университета. Ниночка поступила, Нинка нет.

Пошла Нинка на завод, где когда-то трудилась мать, кладовщицей. Она ладила с рабочими ещё и потому, что видела в них без вины виноватых бедных людей. Они, живя в суровой действительности, и сами были жёсткими и несправедливыми, часто становились пьяницами и семейными тиранами, распускающими к тому же руки.

А они, в свою очередь, были довольны молоденькой, хорошенькой, в теле, девушкой, к тому же и справедливой! Они только не знали, как отчаянно она их жалела!

Кроме работы и Ниночки, появилось у Нинки ещё одно занятие. Начала она пропадать на неофициальном книжном рынке. В Харькове он «балкой» назывался. Вот там она и покупала в советские годы Ремизова и Солженицына, Шаламова и Владимова, Домбровского и Д. Андреева...

И по-прежнему Ниночка для неё оставалась центром Вселенной!

Мать начала поругивать её с новой силой, что дескать замуж пора выходить, семью создавать, ребятишек завести, чтоб в жизни смысл появился...

Она не говорила матери, что и у неё завёлся паренёк, с которым она познакомилась на книжной «балке». Книгочеем Игорь был, как и она. Он не был нахальным, только целовал её натруженные руки, что нравилось ей, работал инженером после института и влюблённо смотрел своими синими глазами. Никому не сказала она, что он сделал ей предложение, ни матери, ни даже Ниночке! Но первым она решилась показать его подруге. Ниночкино мнение было главным!

Ниночка и Игорь не просто не понравились друг другу, они мгновенно будто бы почувствовали взаимную непереносимость! Как будто аллергия друг на друга возникла!

Потрясение Нинки было безмерным! Ведь обычно Ниночка снисходительно относилась к не понравившимся ей?! С чего бы на этот раз всё было вовсе не так? Почему? Между нею и женихом будто чёрная кошка пробежала? Пока он не высказался прямо!

- Нина, неужели ты не видишь, что за человек твоя Ниночка?! И как она относится к тебе?!

- Не справедлив ты, Игорь, к ней! Она тонкий, всё и всех понимающий человек!

- Не спорю, она тонкий ценитель поэзии, сама пишет стихи, у неё прекрасный литературный вкус, но...

Нинка не возражала ему, она просто не слушала то, что говорил ей уже не жених, а просто знакомый библиофил! Она сделала свой выбор в пользу любимой Ниночки!

Но, как оказалось через несколько десятков лет, слух её зафиксировал всё сказанное им и отложил в глубину души его слова о страшном эгоизме подруги, о том, что она точно рыбка-прилипала, либо какой другой паразит, «питается» энергетикой подруги, сама слабая и нежизнеспособная! Что подруга ей необходима как мать или сестра, что она ею «живёт», черпая в ней силу, а может даже и здоровье! Он, тот мужчина, исчезнувший в водовороте времени, вещал, что если не порвёт она со своей подругой, то и проживёт жизнь одинокой и бездетной, прислонившейся к семье той...

Нинка так и не смогла поступить на филфак. Ниночка его окончила и вышла замуж за сына маминой подруги, родила своего сына, столь же болезненного, как и сама она. А Нинка, верная Нинка осталась при ней навсегда! Проживая рядом со своим кумиром, и даже счастливая этим! Она помогла вырастить Ниночкиного сына, ухаживала за её парализованной свекровью, нянчила Ниночкиных внуков... «Безотказная Нинка», как называли её новые знакомые Ниночки.

Так продолжалось десятилетиями, пока саму одинокую Нинку не атаковало сразу несколько тяжёлых болезней.

По больницам, куда некому было прийти её проведать (братья давно переехали в другой город), валялась она. В одной из них она одинокая и скончалась. За недели перед тем, как ей уйти, Нинке, если не находилась она во власти боли, всё вспоминались слова уже полузабытого «жениха» Игоря. Что вещал некогда ей об одинокой её судьбе , если не расстанется она с Ниночкой.

С Нинкиной кончины прошло несколько лет, как назначили Ниночке гормональные препараты. Они во мгновение превратили её, пожилую женщину, в толстую, даже дебелую тётку! Её почти никто из старых знакомых не узнавал!

Она же, отмечая в престижном ресторане свой семидесятилетний юбилей, только и подумала о том, что никогда не верила, что доживёт до эдакой даты! Это-то при её болезненности, при низкой витальности?!

Про Нинку, положившую себя на благодеяние семьи любимейшей подруги, не вспомнил никто...

 

Перепечатка материалов размещенных на Southstar.Ru запрещена.