Южная звезда
Загружено:
ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 1(78)
Александра Полянская
 В поезде

В дороге как-то легче развязываются языки. В поездках столько всего наслушаешься! Особенно если едешь на поезде несколько суток. Иногда человек всю жизнь перед тобою перескажет, расскажет, разукрасит (бывает и так). Кто историю своей семьи описывает, да такую, что куда там «Саге о Форсайтах»! Кто забавные случаи на работе припоминает, кто - о любви всей своей жизни (как правило  - оставшейся без последствий), кто про кота своего не наговорится…

Вот маленькая хрупкая женщина, юрист по профессии, с горьким смешком рассказывает «всяко разно» из своей (а может быть, и не только своей) практики.

- Работала я тогда, в конце девяностых-начале нулевых, юристом на предприятии Общества инвалидов, выпускавшем консервные крышки. Должников у него было немеренно - всякие консервные комбинаты рассчитывали на царящую в стране неразбериху, разрывы хозяйственных связей, да и просто на авось и предпочитали не платить за поставленную им продукцию. Я выигрываю дела в судах по искам о взыскании долгов одно за одним, а в реальности  - пшик! Судебные приставы возвращают исполнительные листы с актами о невозможности взыскания. Единственная возможность погасить долги - бартер. И вот еду я однажды в райцентр Н. маленькой, но гордой северо-кавказской республики выбивать отсуженную задолженность у консервного комбината «натурой». Меня сопровождает местный судебный пристав с оружием. Как я добилась этого, требует отдельного рассказа. По дороге он вводит меня в детали операции: рассказывает, что директор борзой, потому что он брат главы администрации района, что мне лучше всего притвориться дурочкой (каковой по его глубокому убеждению я и являлась, поскольку ввязалась в эту авантюру), и это очень удачно, что я - платиновая блондинка, хоть и не с голубыми, а жёлтыми глазами… Ну и кое-что ещё посоветовал - я прониклась серьезностью ситуации и вняла.

Уверенно прошла через приемную, не реагируя на подскочившую с пригретого места секретаршу, небрежно-вежливо стукнула перстнем пару раз по ручке обитой мягкой кожей двери, уже открывавшейся мне навстречу. Выбрав взглядом в стороне от стола удобное кресло, в котором не утону, выставив наружу одни коленки, я прошествовала к нему, уютно расположилась, расстегнула на груди тесноватую кожаную куртку и только после этого подняла на директора восхищенный взгляд и открыла рот… Я щебетала, как райская птичка, я заливалась тульским соловьем  - и о, халва, халва, щербет и рахат-лукум! Как мои губы только не слиплись от того потока сладкой патоки, который я умудрилась пропустить через них! Я восхищалась всем, начиная от поданного секретаршей действительно хорошего кофе до претенциозных белых львов на крыльце здания.

С нескрываемым интересом я расспросила его, как ему удалось сделать частной собственностью работников даже телефонные аппараты («Что телефоны - у меня каждый стул в чьей-то собственности, у комбината нет абсолютно никакого имущества, причём у учредителей имущества тоже нет») -с такой глобальной приватизацией я еще не сталкивалась - это гениально!!! А сколько хладнокровия требуется, чтобы отбиваться от назойливых кредиторов! А как такой достойный и умный господин директор откажется помочь бедной девушке заработать свою премию! А мне и надо-то от него - всего ничего, а чего - да чего угодно, лишь бы закрыть дело!

- Огурцы заберёшь? - купился директор.

- Ой, заберу, заберу! И огурцы заберу, и горошек - всё, что у вас завалялось! - и снова: халва, халва, халва…

Как падки восточные мужчины на самую неприкрытую лесть! Короче, он вполне поверил в моё равнодушие к выбору товара и в мою непроходимую тупость и отдал вызванному кладовщику следующее распоряжение (буквально):

- Веди её на склад, пусть набирает на эту сумму, что захочет!

- А вы будете? Я без вас боюсь!

- Ничего страшного, никто тебя не тронет! Разве что в жёны украдёт кто-нибудь! Да побоятся - вон, у твоего защитника автомат. Правда, и наши молодцы не лыком шиты, не с детскими пугалками ходят…

Старательно краснея , я побормотала с намёком:

-Это папенька попросил… - Ни к чему ему знать, что из техкраев, где теперьобретается мой папенька, ни попросить… ни позвать… ни напугать даже никого.

- Ну ладно, поезжайте, я потом посмотрю.    

А мне того и надо (это я об указании насчет склада, а не насчет - «в жёны)! Да, а я сказала, на чем приехала? На бортовом ЗИЛе-52. Влезла я в кабинку и подогнали мы машинку к складу. Конечно, ничего примечательного там не было  - одни фугасы-огурцы в трехлитровых баллонах.Правда, в одной пирамиде живенькие такие, зелёненькие, несмотря на размеры. И с травками-приправками всякими, только без этикеток. Само собой я выбрала эту пирамиду. А пока мне в спешном порядке наклеивали на баллоны этикетки, отправилась бродить по складу в поисках помидоров - как из Н. без помидоров уехать! А мой судебный пристав в это время нервно бегает вдоль машины и, как заклинание, повторяет:

- Поскорее, поскорее, декабрь месяц, темнеет рано,вам надо засветло убраться из района!

Тут я замечаю, что сквозь пол пробивается свет - галогеновый лучик мне прямо в глаз попал. «Ну, это ты, чудила, попал»- злорадно потёрла я мысленно руки, а наяву указала ими кладовщику, что он должен делать.

Там были помидоры! О, что это были за помидоры! Забегая вперед, скажу, что на вкус они оказались ещё лучше, чем обещал их внешний вид! С чесночком, с крошечными перчиками, головками укропа и прочими зеленями - вкуснющие! Не у каждой хозяйки такие получаются!

Всё, что надо, на этих баллонах уже было, поэтому погрузили мы (т.е. водитель с приставом и рабочие, я к этому процессу осталась непричастна) их быстро. Как и батарею зеленого горошка мозговых сортов, которая открылась за помидорами, и несколько упаковок баклажанной икры. Тут и пристав воспрял, и сгонял на склад - свои семь процентов набрал, говорит:

- Не хочу тебя обирать!

Завесили - укрыли мы всю эту красоту брезентом и рванули к воротам - я даже попрощаться не зашла - посигналила и в окошко ручкой этак сделала…

В райцентре мы завезли пресловутые семь процентов домой к приставу и завалились с ним в ресторан, правда, ненадолго - стресс снять. До темноты успели.

Домой мы возвращались «оленьими тропами», потому что у нас что-то случилось с маслоподачей и мы нещадно дымили. На горке мы потеряли карданный вал - я не поверила, полезла под машину! Проверять! - Чем смертельно обидела своего водилу - кстати, очень почтенного человека, вдвое старше меня. Было холодно. Как я уже говорила, на улице стоял декабрь - настоящий, а не такой, какие теперь бывают в наших краях. Наверное, из-за поломки печка в кабине не работала, я в своей франтистой курточке и в сапожках-шпильках продрогла насквозь.

Кардан нашёлся метрах в двадцати позади. Что делать? Мобильника тогда у меня ещё не было (после этого случая мы с мужем купили мне). Водитель свой рабочий мобильник оставил дома, рассчитывая на меня.

«Вот так-то, на Бога надейся, а сам не плошай!» - теперь ворчливо повторял он.

На моё счастье, у Прохоровича нашелся запасной тулупчик, в который я могла завернуться с головой, и меховые варежки, которые он с радостным урчанием натянул мне на ноги, предварительно стянув с них тонюсенькие «шпильки» на рыбьем меху. Запер меня в кабине, предупредив:

- Ты, это, того, Сергевна, ежели кто остановится рядом, ты того - падай на пол под сиденье и изображай старательно из себя труп, свеженький такой трупик - авось, обойдётся!

- А грабить начнут?.. Жалко же!

- Не вздумай оживать, а то знаю я тебя, дочка, лезешь бесстрашно во всякие разборки, как сегодня, ох и отхватишь, не дай Бог, от кого-нибудь!

Что есть то есть. Никуда не денешься - я именно такая.

Напутствовав меня таким образом, он ушел пешком в сторону города, там на полпути бензозаправка.

Прохорович вернулся на такси спустя целую вечность и отправил меня домой, за подмогой.

Дома я оказалась ближе к полуночи. Разбудила главного инженера - организовать спасательную операцию, и отзвонилась своему генеральному директору, который уже места себе не находил от беспокойства, потеряв нас. Поэтому он через пять минут был уже у меня на кухне и слушал мой доклад, подливая мне принесённого вина и сооружая очередной бутерброд.

- Это они не успели огурцы вниз спрятать, если б успели, то свет выключили бы - пойди догадайся про их «второе дно»! - подвёл итог мой начальник.- Готовь место для премии - куда столько поставишь?

Премию-то я получала тем же, чем и долг!

/Дельфины

Удивительные это создания - дельфины! Несчетное количество лет они скользят по водной глади рядом с человеком, проявляя при этом ничем необъяснимое добродушие, терпимость и умение прощать - качества, свойственные далеко не всем людям.

В детстве у меня была книжка «Дельфин отвечает и спрашивает», из неё я узнала, что мозг дельфина значительно превосходит человеческий и по размерам, и по сложности своего устройства - и извилин в нем больше, и они сильнее извиты. А отсутствие признаков технической цивилизации - это уж, извиняйте, кому чего нужно, как говорится: кому нужен поп, кому попадья, а кому - попова дочка.

Да и кто вообще доказал, что техническая цивилизация  - наиболее правильный путь развития? Может быть, если бы не изобрели колесо, давно бы уже научились левитировать или перемещаться в пространстве иным способом?

Но вернемся к нашим дельфинам.

Позже я читала о поведении дельфинов при проведении опытов профессора И.Чарковского - у него женщины рожали в море, прямо в воде, и плавали подолгу с новорожденными, ныряли с ними и т.п. Так дикие дельфины, приплывавшие к местуиз открытого моря, вели себя как разумные наблюдатели.

За свою жизнь я пересеклась с дельфинами трижды.

Впервые это случилось, когда я, студентка юрфака Кубанского университета, была «на винограде» - помните, раньше помогали сельскому хозяйству - кто ездил «на картошку», а мы «на виноград» - в Тамани. Осень стояла жаркая, и мы купались в море, несмотря на то, что уже была середина октября. В тот раз мы - несколько отчаянных девчонок-первокурсниц - выбрались на ночные купания под охраной преподавателя, кажется, физрука. Уже собирались выходить из довольно прохладной воды к ожидающим на берегу теплым свитерам и курткам, как физрук тихонько произнёс:

- Стойте тихо. Не бойтесь!

Мы замерли. И тут прямо сквозь нашу группу (а мы стояли так компактненько) проскользнула стайка дельфинов, касаясь нас боками и спинами. Прикосновение было приятным, неожиданно тёплым и упругим, а на душе разлились умиротворение и гармония необыкновенные. Мы тихо вышли из воды, оделись и покинули берег, не разговаривая до самого лагеря...

Второй раз мне удалось искупаться с дельфинами при вполне романтических обстоятельствах. Случилось это на четвертом курсе, в Фанагории, тоже на винограде. Мой будущий муж пригласил меня на свидание на берег. У нас была с собой бутылочка водки и скромная закуска: пачка печенья, банка консервированного горохового пюре и яблоко (одно). Понятно и ёжику, что мы набрались как следует. Лично я достигла той фазы опьянения, когда сам чёрт не страшен. Поэтому когда среди поцелуев мы услыхали странные звуки - свист и громкий плеск (а море было довольно спокойным), то, оторвавшись друг от друга, увидели двух крупных черно-белых дельфинов, танцующих на хвостах. Они одновременно взмывали из воды, синхронно качались друг перед дружкой - и с размаху плюхались в воду, поднимая целые фонтаны брызг.

Конечно, я немедленно захотела к ним и, не долго размышляя (да и вряд ли я была в состоянии размышлять), оказалась в непосредственной близости, так что пресловутые брызги вполне долетали до меня. Они-то и смыли с меня весь хмель, потому что вблизиэти дельфины увиделись мне ну очень большими, ну даже очень-очень!. Они, казалось, не замечают ничего и никого вокруг. Только сверкали на солнце огромные овальные белые пятна на чёрных боках… И эти грузные, оглушительные «Плюх! Плюх!». И всё это хоть и не совсем-совсем, но опасно близко…

Мой осторожный спутник предусмотрительно остался на бережку (мне бы, умной Маше, ещё тогда обратить внимание на такую осторожность) и только подначивал меня со смешком: «Известное дело - пьяному море по колено, а тебе - как посуху!», - но постепенно и до него, наконец, дошло: я в опасности. Не припомню теперь, какими словами, но он уговорил меня выйти из воды - да я и сама была рада уговориться, честно признаюсь! Сбивая ноги о камни, я торопливо выбралась на берег, схватила в охапку свой халатик, и мы удалились, преисполненные чувства сопричастности к природе во всех её проявлениях, но, кажется, так этой природой и незамеченные.

Сейчас я склонна думать, что эти дельфины были подозрительно похожи на касаток.

Третья встреча случилась уже много лет спустя. Мне было под сорок, и я с маленькой дочкой отдыхала в Анапе. Воспользовавшись тем, что никого вокруг не было, спустила верх купальника на бёдра и с наслаждением закружилась в воде, изобретая всё новые и новые вертеля. В какой-то момент услышала за спиной плеск. Рассердилась и разозлилась страшно, т.к. решила, что кто-нибудь из мужчин решил познакомиться в воде, а я в таком нескромном виде. Повернулась - и успела увидеть хлопнувший по воде хвост и удаляющуюся спину дельфина средних размеров - он уплывал от меня по прямой вглубь бухты, где его ожидал другой дельфин, и оба они уплыли в море.

На берегу мне рассказали, что весь пляж смотрел, как эта парочка пришла с моря в бухту: один из них строго по прямой подплыл ко мне, понаблюдал и нырнул пару раз, а затем уплыл тем же маршрутом.

И что это было?

 

Перепечатка материалов размещенных на Southstar.Ru запрещена.