Южная звезда
Загружено:
ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 4(21)
Ольга Аль Каттан
 ФЕНОМЕН БЫТИЯ

Начало XXI века. Самое его начало. За окном липкий мохнатый снег. Завтра Рождество. В окнах будет гореть свет и отражаться в душах людей. А пока что, отсмотрев по ТВ очередную порцию убийств, пожаров и голых задниц, человек укладывается спать с мечтою о них же - убийствах, пожарах и прочем, но! - с его участием (хотя бы в качестве свидетеля).

Засыпая с надеждой о славе, лелея ее, пестуя и вожделея, человек иногда добивается своего.

Что движет этими людьми? Ради чего позволяют они вторгаться в самое сокровенное, зачем обнажают тела и души? Просто так. Ради интереса... Хотя, нет! На «кону» всегда стоит приз. Люди снова и снова «гибнут за металл», сжигая себя на жертвенном огне.

Победитель забирает все - поется в известной песне. Победителю позволено все. И «последние герои» со стеклянными глазами и такими же остекленелыми душонками, улыбаясь, идут по жизни, переступая через «непобедителей». Красивая эффектно-феерическая картинка расплывается под пристальным взглядом повседневности. Превращается в грязное, сальное пятно.

Предавая, продавая, унижаясь, завидуя, демонстрируя чуть ли не под микроскопом всю эту мерзость, которую необходимо прятать и уничтожать, человек не замечает, как переступает уже через самого себя.

«Да, я такой. И хочу сохранить свои принципы несмотря ни на что», - гордо заявляют «герои» с ТВ-экрана. Перевернутая с ног на голову, извращенная мораль позволяет это сделать.

Если же отбросить меркантильный интерес, если не все еще продается и покупается, то к чему, кроме денег, стремится человек? Неосознанно, всей своей внутренней сущностью (по Фрейду и без него) мы хотим ЖИТЬ. Всегда. Цепляясь за последние секунды своего существования, мы хотим БЫТЬ. В этом мире. Страх смерти - потому что неизвестно, что ТАМ, за чертой, находится. А вдруг пустота? Нет ни рая, ни ада, только кости в деревянном гробу. Как скоротечна жизнь, и, осознавая свою невечность, человек стремится оставить если и не забальзамированный свой труп, то хотя бы память какую-то. Она (память) может выражаться по-разному. Некоторым достаточно рождения ребенка, другие создают потрясающие произведения искусства, а третьи - оголяют зад в прямом эфире, поджигают храмы, убивают... Много есть способов запомниться. Один самолюбивый мерзавец, чтобы его помнили, застрелил Джона Леннона. Другой - жег в топках и газовых камерах детей, а взрослых вешал на столбах. И вечности мало, чтобы о нем забыли.

«Короли» и «королевы» музыки оставляют себя в песнях. Гении кинематографа - в фильмах. Писатели душу и разум вкладывают в книги. Истлевают тела, а творения живут. Но ведь не каждому дано создать шедевр, подобный музыке Чайковского. Что прикажете делать честным налогоплательщикам с их обычной жизнью, с любовью к некогда дешевой колбасе - за 2,20, с неудовлетворенностью и комплексами. Обидно, что серенькие все. А выделиться хочется, ой, как хочется. Выпрыгнуть на миг из толпы таких же серо-пошкарябанных. Вот тут-то и появляются они - последние герои, застекленные борцы-оригиналы, смельчаки-интеллектуалы, крутящие барабаны полей денежных чудес. По команде хлопают они в ладоши, с улыбкой безграничного счастья перестирывают грязное белье (свое и чужое) при всем честном народе. Наступает миг их славы. Выпрыгнули. Выделились.

А дальше что?

Стадия первая: восторженные расспросы соседей и сослуживцев.

Стадия вторая: некая черно-белая зависть вперемешку с восхищением (он видел самого Якубовича, Максима Галкина и т.п.).

Стадия третья: опять вопросы и заинтересованные взгляды, длящиеся неделю. Если не меньше. И потом снова возврат к неудовлетворенности, к колбасе, так как у соседей своих дел по горло. Ну, поговорили. И хватит. И ради этого пришлось выворачивать душу наизнанку, подставив ее для плевка...

На телевидении существовала некогда передача Леонида Филатова «Чтобы помнили». В ней автор рассказывал об ушедших актерах. Из небытия воскрешал подробности их жизни и смерти. Озноб раздирает кожу, когда узнаешь, как потрясающие личности, звезды кинематографа спиваются, сходят с ума, накладывают на себя руки. Некогда кумиры миллионов, они умирают в нищете, заброшенные и забытые.

Так проходит слава земная. Мирская. Так, а не иначе. Все стремления, чаяния, надежды остаться в вечности превращаются в прах, в пыль. Потому что неблагодарна память людская. И никто уже (кроме учебников истории да ученых-историков) не помнит воинов Куликовской битвы. Забыты герои войны 1812 года. А поколение «next» с поразительной тупостью путает даты начала и окончания Великой Отечественной войны.

Так проходит слава земная... Через сотни лет сгниют киноленты и музыкальные записи. Забудут и Чикатило с Геростратом. «Короли» шоу-бизнеса отпоют осипшими голосами свои шедевры и тоже канут в небытие... Лишь времена года с точностью продолжат сменять друг друга. А когда за окнами хижин или высотных домов будет сыпать снег, люди снова зажгут свечи. И, независимо от своего вероисповедания, общественного положения, богатые и бедные - все (так или иначе) отметят день рождения Человека. Из года в год на протяжении двух тысячелетий о нем помнят и почитают память эту. Стремился ли он к славе? Хотел денег и призов? Желал властвовать над умами и душами?

Он не мечтал о вечности, как хотим ее мы, а просто жил с огромной, всеобъемлющей любовью в сердце. Любил людей с их пороками и добродетелями, даже когда они не понимали, не принимали его. Жалел их, когда предавали его. Помните? Тук-тук. По гвоздю на каждую руку. И терновый венок в придачу. Помните...

Не задумываясь над феноменом вечной жизни, он жил, отдавая себя людям, понимая, что все остальное - суета, пыль. Вечна только любовь.

Почему вспоминаем об этом, только когда зажигаем свечи перед иконами? Когда плачет душа и тягостно стонет. Почему?

Это мы на какой-то миг заглядываем в вечность. Прикасаемся к бытию.

Перепечатка материалов размещенных на Southstar.Ru запрещена.