Южная звезда
Загружено:
ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 1(42)
Максим Страхов
 УНИКУМ

Зимняя сессия. Экзамен по гигиене - предмету свое-образному, весьма точному, четко опирающемуся на такое страшное для студентов и врачей понятие, как ГОСТ. Экзаменуются студенты лечебного факультета, некоторым из них суждено в будущем на практике заниматься именно гигиеническими проблемами. Поэтому и спрос с них больше, чем со стоматологов и педиатров вместе взятых.

Заведующий кафедрой - доцент Павел Борисович Виноградов - человек скрупулёзный, рассудительный, любящий и уважающий в студентах понимание всех подробностей и мелочей в обожаемом им предмете, был в большом авторитете не только у преподавателей, но и у студентов. Первые его помнили и почитали как бывшего декана и проректора, последние обожали за незабываемые лекции, на которых он очень органично и интеллигентно шутил, любил рассказывать байки, читал юмористические стихи, травил анекдоты -

в общем, был весьма оригинален. На экзамене же доцент Виноградов всегда пребывал в серьёзном и деловом настроении. Студентов спрашивал долго, четко, монотонно, требовал конкретики и всегда задавал кучу дополнительных вопросов.

На этот раз попался ему типичный студент-«хорошист», стремящийся, однако, показать, что он достоин претендовать на «пятёрку». Павел Борисович любил таких говорунов: всегда подолгу с ними беседовал, тщательно «титровал» их повествование, задавал в конце пару умных вопросов и в итоге весьма объективно оценивал удельный вес нужной информации. Кто как не гигиенист умеет это делать на все сто процентов, а тут, тем более, опыт и многолетняя практика.

Ну так вот, этому будущему эскулапу достался на экзамене большой и содержательный билет из трёх вопросов, а к тому же и доцент Виноградов в лице проверяющего. Дело ясное - процесс этот затянется надолго, да и «бла-бла-бла» на этот раз вряд ли проскочит. Не до «пятёрок» уж тут, «трояк» бы не схлопотать - стипендии больно хочется. Посидел он, подумал, кое-чего читал, что-то вспомнил по тестам, о рационах питания подсмотрел в шпаргалку, пока доцент чаю попить выходил, пару мыслей об устройстве водоочистительных сооружений у соседа слизал - в общем, неплохо. С миру по нитке, глядишь, и повезет!

Час настал. Павел Борисович, прищурясь, стаккато прочитал фамилию бедолаги на титуле зачетки и вежливо пригласил его пересесть на стул рядом с собой. Выполнив просьбу, тот сразу начал витиевато и красноречиво рассказывать доценту об особенностях системы канализации и водоснабжения в нашей многострадальной стране, зачем-то приводя несуразные примеры о Франции, Германии и республике Перу, затем убеждал его в разумности авторских открытий в сфере законов гигиены труда школьников и подростков и в итоге перешел к самому важному для Павла Борисовича вопросу - нормативам суточного питания взрослого человека. Он с весьма искусственно демонстративным интересом говорил о белках, жирах, углеводах, называл цифры, опирался на показатели уважаемого экзаменатором ГОСТа, пытался убедить доцента в рациональности раздельного питания - в общем, выкручивался, как умел. Когда багаж знаний и умений исчерпался, начал нести полную белиберду, перескакивал с темы на тему, пытался отвлечь внимание другими имеющимися у него знаниями. Виноградов ситуацию просёк и решил студента остановить, ибо таким образом повествование от вопросов питания могло дойти до истории массовых самоубийств тараканов под действием сильнодействующих отравляющих веществ.

- Лапушка, - обыкновенно ласково и сатирично проговорил Павел Борисович, - достаточно, будет с тебя! Тебя, брат, однако, несёт. Я уж и нить рассказа-то потерял. А ты все -

тра-та-та да тру-ля-ля. Язык у тебя, ух какой вертлявый, точно без единой косточки…

Тот не унимался:

- Пал Борисыч, на что это вы намекаете? Что я не то говорю? Это вы зря, я тут в журнале одном научном прочитал, что в апельсинах очень много…

- Всё-всё-всё! Про апельсины я уже не выдержу, - заохал экзаменатор. - Это уж перебор! Ты мне вот лучше что скажи - какова норма элемента кобальта в суточном рационе здорового человека, а? А то апельсины да мандарины… Давай мне цифру!

Студент сник. Помрачнел. Задумался. По лицу его было видно, что показателя этого он не знает, да и о кобальте вообще слышит впервые в жизни.

- Ну что, Ганс Христиан Андерсен? Молчишь… Не знаешь - так и скажи. Дальше пойдём, - поддевал его Павел Борисович.

- Да знаю я, - напряженно потирал лоб студент, - только вот забыл!

- Гм, забыл… - хмыкнул доцент, - так и скажи, что не знаешь. Что тут такого!..

- Да знаю я! Знаю! Точно помню, что учил! Только вот забыл, блин! - не хотел сдаваться принципиальный четверокурсник.

- Ну, вспоминай давай, раз такой упрямый, - пробубнил экзаменатор, - а я пока другого спрошу.

Тот пересел, а на его место пришла розовощекая отличница, которая грамотно, подробно и убедительно рассказывала доценту Виноградову обо всём, что её спрашивали. Павел Борисович окрылился, встрепенулся, на время забыл про злополучный кобальт, весело шутил с девушкой, игриво кокетничал, а в итоге наградил её «пятёркой» и пригласил к себе позаниматься наукой в студенческом кружке. Девчонка ответила взаимностью и упорхнула счастливая прочь, оставив доцента вновь наедине с нашим сочинителем.

- Ну что, лапушка, вспомнил али нет? - прервал сверлящие в голове юноши мысли Виноградов.

- Пал Борисыч, ну ей-богу, точно читал про этот, как его там, кобальт. Вылетело из головы, прям горе какое-то. Честно говорю, читал я это… - оправдывался студент.

- Читал, читал… Читают Паустовского с Пришвиным, ты мне так и скажи, что не знаешь, я ж тебя бить не буду!

- Да правда, знаю! Даже страницу помню - триста восемьдесят шесть в толстом зелёном учебнике! - не уступал тот. - Там еще картинка какая-то была черно-белая, с цифрами!

- Ух ты! Погляди-ка, страницу помнит!.. Картинка, говоришь, была… Ну, вспоминай тогда, еще тебе время даю, - решил экзаменатор.

Павел Борисович спросил одного, затем второго, потом третьего студента. Время текло медленно и нудно, казалось, что это никогда не кончится.

- Скажи, что не знаешь этого вопроса! Ну скажи, ради бога, и я тебя, лапушка, отпущу на все четыре стороны. Ну? -

с завидной периодичностью приставал завкафедрой к засидевшемуся студенту. Но тот ни в какую! Учил, говорит, знаю точно, но забыл. А врать не приучен! И все продолжалось по-новой…

Ситуацию разрешила лаборантка, которая сидела на билетах в соседней комнате и проставляла полученные оценки в сводную ведомость. Женщина забеспокоилась - прошло больше двух часов, а студент от заведующего никак не выходит. Она набралась храбрости и решила посмотреть, что за ерунда творится в соседнем кабинете. Войдя в комнату, она лицезрела традиционную картину - профессор мирно беседовал с очередной экзаменуемой, а в уголке на скрипучем стуле сидел тот самый пропавший студент - весь красный, взлохмаченный и явно возбужденный. Сердобольная лаборантка не вытерпела:

- Павел Борисович, а этот-то чего сидит? Уж третий час пошёл…

- Не мешай, Валентина, он материал вспоминает. Говорит, что знает точно, но вспомнить вот не получается. Я ему еще один шанс дал.

Та посмотрела с тревогой на парня. Он скривил печальную мину и обреченно поднёс ребро ладони к шее. Было понятно, что ему непросто…

- Паааавел Борисович, - простонала лаборантка, - ну не зверствуйте! Отпустите парня, он ведь не глупый, на сессию вовремя вышел, учится без «троек»… Отпустите вы его, полно!

- Не могу! - категорически замотал головой доцент. - Никак не могу! Мне этого не простят!

- Поочеемуу? - одновременно и испуганно протянули лаборантка и студент.

- Почему, почему... Потому! Валюша, вот сама посуди - как я его могу отпустить? Я ж себе не прощу! Он же уникум! Открытие в науке! Со мной здороваться перестанут, если я его возьму вот так и отпущу! Понимаешь ты или нет?

- Ничего не понимаю…

- Ну как не понимаешь? Он уникуууум! - торжественно заголосил заведующий кафедрой, подняв указательный палец вверх, - Я его спрашиваю, мол, может, не знаешь, а он уверяет, что точно знает цифру! Сенсация! Никто в мире не знает норматива содержания кобальта в суточном пищевом рационе человека, а он, один, знает! Как не уникум! Еще какой! Вундеркинд! А ты говоришь, чтобы я его отпустил…

Довольно напряженную обстановку экзамена сменило хорошее настроение и веселый смех всех свидетелей произошедшего.

А экзамен парень этот все-таки сдал, причем на «хорошо».

Перепечатка материалов размещенных на Southstar.Ru запрещена.